Условно-прикладное фехтование

Зачем заниматься фехтованием,
или Доброжелательное эссе о критике


Александр Зелендинов


Меня несколько раз спрашивали, почему я так доброжелательно отношусь к критикам моей книги, фильма и вообще того, что я думаю и делаю в сфере фехтования.

Чтобы понять это, нужно сначала определиться с ответом на другой стандартный вопрос, который регулярно задают любому фехтовальщику (да и рукопашникам часто задают аналогичные вопросы): зачем вообще заниматься фехтованием?

 

* * *

Ответов на этот вопрос может быть множество.

Как в одной из книг Сергея Лукьяненко, где космонавт объясняет, что на вопрос, «как в космосе ходят в туалет?», у него заготовлены ответы для любой аудитории: для младших школьников, подростков, взрослых… Так и на вопрос, зачем заниматься фехтованием, в разных ситуациях можно отвечать по разному:
− чтобы поддерживать себя в форме. Причём это не так скучно, как заниматься в тренажёрном зале (этакое «фитнес-фехтование»);
− для самозащиты (хотя для самозащиты лучше уж рукопашкой заниматься);
− потому что этим можно заниматься в компании симпатичных людей (фехтование как форма общения);
− потому что это красиво (особенно актуально для артистического фехтования);
− для полноценного участия в ролевых играх (ответ для ролевиков. Правда, тогда возникает вопрос: «зачем участвовать в ролевых играх?»);
− для самоутверждения (актуально тем, кто занимается фехтованием, как спортом и стремится к чемпионским лаврам);
− для того, чтобы узнать, как это делали раньше (этакий подраздел экспериментальной археологии, актуально для историков);
– как форма общего развития и досуга (особенно актуально для занятий с подростками);
− для возрождения традиций предков (как составляющая патриотической деятельности);
− в качестве социально приемлемой и минимально травмоопасной формы сброса агрессии…

Думаю, можно придумать ещё множество вариантов ответов, от простейших (за компанию), до самых экзотических и глобальных. Например такого: люди практически с момента возникновения вида homo sapiens занимались фехтованием в той или иной форме в сугубо практических целях. В какие-то периоды истории фехтованием занимались меньше, в другие периоды – больше.

Последние несколько десятков лет практическое значение фехтования невелико. Однако эти десятилетия – мгновение по сравнению с человеческой историей. Если посмотреть на эту тему с высоты сотен тысяч лет, станет понятно, что в будущем с очень большой вероятностью фехтование (в той или иной форме) снова окажется востребовано.

Однако, в периоды активного использования фехтования в быту, заниматься построением целостной системы фехтования было некогда. Фехтовальщики тех эпох были практиками, постоянно озабочеными сиюминутным использованием своих навыков, при этом их полёт мысли ограничивала существующая вокруг них традиция и технология. То есть: бери то оружие, какое есть, одевай те доспехи, какие найдутся, быстро набирай навыки, которые хорошо ложатся на твои двигательные стереотипы и – завтра в бой!

Выжившие шлифовали навыки, регулярно проверяли их на практике и передавали свои находки дальше.

Параллельно шла «война брони и снаряда» между создателями доспехов и мастерами оружейниками. И на всё это влияли культурные традиции и социальная эволюция.

Как только появлялось новое оружие, новые доспехи или что-то менялось в обществе, фехтование было вынуждено спешно подстраиваться под существующие условия.

И только сейчас, когда практическое использование фехтования сведено к минимуму, у нас, современных фехтовальщиков есть возможность спокойно работать: осмыслять всё возможное многообразие, экспериментировать с любыми видами оружия, любыми доспехами и любыми техниками, не чувствуя постоянного давления социального заказа: «завтра в бой».

И такой уникальной ситуацией грех не воспользоваться.

 

* * *

Итак, объяснять, ЗАЧЕМ МОЖНО заниматься фехтованием можно долго и продуктивно.

Но давайте будем честны хотя бы перед собой. На вопрос ПОЧЕМУ мы занимаемся фехтованием, ответ, как правило, один: ПОТОМУ ЧТО НАС ПРЁТ!

Потому что в детстве нашу несформированную личность в самое сердце поразили мушкетёры, или рыцари, или русские богатыри, или Арагорн et cetera. И неважно, книга послужила первым толчком, фильм или мультик − нас до сих пор прёт со страшной силой. Те, кого не прёт, долго фехтованием не занимаются.

И как бы не менялись со временем предпочтения, даже если сейчас мы понимаем, что актёры в том старом фильме совершенно не умели фехтовать – первое детское впечатление ещё живо в нас, тех, кто занимался, занимается и будет заниматься фехтованием.

Да, у нас могут быть разные взгляды на одни и те же вещи, мы можем пользоваться разным оружием, применять разные техники, по разному трактовать одни и те же манускрипты, и каждый будет отстаивать свою, выстраданную точку зрения. Но в главном мы очень похожи: нас всех со страшной силой прёт от фехтования.

И потому даже не особо симпатичный человек будет мне близок – если он серьёзно занимается фехтованием. Ведь на самом деле мы оба занимаемся одним делом, даже если делаем это по разному. Если он меня критикует – значит он не равнодушен, значит его волнует тоже, что и меня. Мы можем быть противниками или соперниками в частностях, но в общем мы – союзники, и если захотим – всегда сможем найти общий язык. И я об этом никогда не забываю – поэтому и к критикам отношусь спокойно.

 

* * *

P.S. Всё тоже самое с небольшими изменениями касается и занимающихся рукопашным боем. За вычетом того, что в сфере рукопашки в последнее время значительную роль играют коммерческая и спортивная составляющие. И если они берут верх над боевым искусством, то общаться с таким человеком становится сложно. Он оказывается ослеплён деньгами и/или спортивными условностями и готов приносить искусство в жертву своему личному успеху. В фехтовании, в силу объективных причин, этого пока меньше.

Если же такого ослепления нет, то фехтовальщик и рукопашник – близнецы-братья.

Если вам было интересно, то попробуйте ознакомиться с другими статьями, посмотреть фильмы, прочитать книгу или прийти к нам на тренировку и высказать в лицо всё, что вы думаете о глупостях, которые тут опубликованы – ну или просто потренироваться.

 

Если вы вдруг захотите поблагодарить автора за статью, это можно сделать так:

– Карта Сбербанка: 4276 3800 4703 0817

– ЯндексДеньги:  41001177828523

– PayPal:  PayPal.Me/fechten

– Вебмани:  R315482783386  (рублёвый) или  Z780341651219  (долларовый)

 

Ещё один вариант благодарности – прорекламировать сайт в соцсетях или на вашем сайте.

 

Также приветствуются перепечатки с указанием авторства и ссылкой на исходник.

Оставить комментарий

«Политика конфиденциальности»