Разговор о правилах турниров.
Часть XIII.
Правила боя
Александр Зелендинов
Приношу извинения за столь длительную задержку – очень напряжённый период.
Если вдруг кто-нибудь захочет его облегчить и заодно отблагодарить автора за статьи, это можно сделать так:
– Карта Сбербанка: 4276 3800 4703 0817
– ЯндексДеньги: 41001177828523
– PayPal: PayPal.Me/fechten
– Вебмани: R315482783386 (рублёвый) или Z780341651219 (долларовый)
Зато, мы, наконец, добрались до, собственно, концепции турнирных правил. И теперь попробуем сформулировать основы правил боя, которые нам представляются более-менее разумными.
Краткое содержание предыдущих серий
Предыдущие статьи цикла:
Часть I. Тактическая правота в спортивном фехтовании и смежных дисциплинах
Часть II. Двигательные стереотипы древних фехтовальщиков
Часть III. «Лотерейное фехтование»
Часть IV. Сомнительно быстрое убийство
Часть VI. Блеск и нищета ударов
Часть VII. Различия между спортивными и традиционными системами подготовки
Часть IX. История Ролевого движения
Часть X. Зарождение массового не-спортивного фехтования в позднем СССР
Часть XI. Краткий обзор новейшей истории российского фехтования
Часть XII. Преимущество, или о чём мы будем фехтовать
В первой статье цикла мы поговорили о «странностях» правил олимпийского фехтования на рапирах, шпагах и эспадронах, о «тактической правоте» и электрофиксаторах.
Во второй статье мы начали разговор об основных различиях между фехтованием дофехтбучных времен и современным турнирным, и упомянули, что многие современные фехтовальщики воспринимают холодное оружие не в качестве инструмента, предназначенного для определённых воздействий на материальный мир, а как некую «вещь в себе», наделенную имманентным свойств наносить ущерб противнику при попадании, вне зависимости от того, какие усилия к этому прилагает боец и прилагает ли вообще. И правила турниров такому восприятию оружия только способствуют.
В третьей статье мы затронули тему «лотерейного фехтования» – то есть, такой манеры вести бой, когда в каждой конкретной схватке можно не слишком заботиться о своей безопасности, поскольку жизни бойца ничто не угрожает, и по итогам нескольких схваток статистика попаданий будет за него. В противовес этому, древние фехтовальщики понимали, что у противника в руках острый клинок, а сами они не бессмертны, поэтому у них не было возможности десять раз прыгать на противника и выигрывать за счёт статистики – нужно было всё сделать один раз, но 100% чисто.
Четвёртой серией стал перевод статьи «Сомнительно быстрое убийство», в которой, на примерах из настоящих дуэлей и отчётов современной судебной медицины, разбираются возможные последствия ударов клинком и утверждается, что в прискорбно многих случаях останавливающего действия ударов и уколов оказывается недостаточно для того, чтобы мгновенно, как в кино или спорте, вывести противника из строя. Поэтому, если боец хочет вернуться домой целым и невредимым, то ему, прежде чем поразить противника, стоит подумать о том, как он будет защищаться от весьма вероятного ответного удара – дистанцией, взятием защиты, уклонением, контролем клинка противника…
Пятая статья цикла представляет собой краткий обзор того, что, согласно правилам, оценивается очками на современных турнирах по различным фехтовальным дисциплинам. Удары и уколы, зоны поражения, квалификация тех или иных попаданий, удары не боевыми частями оружия – всё это влияет на рисунок боя. Любое исключение или добавление в разрешённый арсенал тех или иных действий разительно изменяет манеру действий бойцов. Поэтому, если мы хотим не получить очередную виртуальную спортивную дисциплину, а по возможности приблизиться к реальности, к исключению из арсенала тех или иных действий следует относиться с величайшей осторожностью. Единственной причиной запрета или отказа от оценки тех или иных действий может быть только их очевидная повышенная травмоопасность.
В шестой серии мы продолжили тему возможных последствий ударов в реальном бою, дополнив то, что изложил автор «Сомнительно быстрого убийства» Frank Lurz, собственными наблюдениями и рассуждениями. И в итоге пришли к выводу, что, в большинстве случаев, последствия наносимых ударов непредсказуемы, и нельзя с уверенностью утверждать, сможет или нет получивший удар боец продолжить бой. Поэтому, с одной стороны, удары лучше вообще не получать – никаких, а с другой стороны, самому нужно стараться наносить удары способные оказать на противника реальное воздействие. Но в то же время, пока мы на тренировке или на турнире – травмировать друг друга не стоит. Улучшать собственные навыки – это одно, а делать это за счёт окружающих – совсем другое!
Седьмая статья была посвящена тому, чем современные системы подготовки принципиально отличаются от того, как тренировались наши далёкие предки: какой навык является главным – доставка клинка к мишени, или вложение в удар; унификация условий и манеры боя или разнообразие; отбор лучших учеников, или максимальное развитие каждого; небольшой набор сравнительно простых действий, и упор на скорость или сложная разнообразная техника и замедленная отработка с постоянным контролем клинка; кто потенциальный противник – равный или слабейший; доступность информации или наличие секретных мастерских приёмов; идёт речь об условных очках, или бойцу важно остаться невредимым.
В восьмой серии мы постарались разобраться, каким образом из существовавшего когда-то прикладного фехтования в XIX веке появилось спортивное, и почему оно стало именно таким, и пришли к выводу, что эволюционная последовательность была такой: боевое фехтование => дуэльное фехтование => дуэли до первой крови => классическое (гимнастическое) фехтование => спортивное фехтование => спортивное с электрофиксатором.
Девятой серией стала статья Бориса Батыршина, благодаря которой мы ознакомились с истоками игрового фехтования, и выяснили, что изначально оно было не более чем вспомогательным педагогическим приёмом при работе со средними и старшими школьниками в рамках позднесоветской экспериментальной педагогики.
Десятая статья была посвящены краткому экскурсу в историю зарождения интереса к не-спортивному фехтованию в СССР. Мы выделили несколько источников зарождения интереса и кратко их охарактеризовали, уделив основное внимание игровому фехтованию, как самому крупному из них, и первому, сформировавшему запрос на массовое обучение не-спортивному фехтованию.
Одиннадцатой серией стал краткий обзор истории не-спортивного фехтования последних десятилетий, без которого не очень понятно, чем и зачем мы сейчас занимаемся, и как дошли до жизни такой. Завершили мы его неутешительным выводом, что эволюционировав за четверть века от игрового фехтования к современным спортивным турнирам, мы в ускоренном темпе повторили путь, ранее пройденный боевым фехтованием, превратившимся в олимпийские виды, и японским кендо.
В двенадцатой статье мы обсудили вопрос, «о чём» можно фехтовать, и «о чём» хотелось бы фехтовать нам, и сформулировали концепцию фехтования о «преимуществе», под которым мы подразумеваем однозначно выигрышное положение бойца, по сравнению с оппонентом, в котором он оказывается по результатам завершившейся фехтовальной фразы.
И сейчас, мы, наконец, добрались до, собственно, концепции турнирных правил. В этой статье попробуем сформулировать основы правил боя, которые нам представляются более-менее разумными.
А в следующий раз (постараемся, чтобы это случилось уже на следующей неделе) поговорим о системе судейства.
Правила боя
Введение
Итак, мы, наконец-то, добрались до того, какими мы хотели бы видеть турнирные правила. Для этого нам пришлось пройти долгий путь, но без изложенного в предыдущих статьях было бы непонятно, почему предлагаемые правила именно такие. В любом случае, простите великодушно за настолько затянувшееся вступление – признаться, начиная эту работу, трудно было предсказать, что она окажется настолько объёмной. Зато, теперь, можно надеяться, многие постулаты предлагаемой ниже концепции правил будут более понятны.
Да, нижеизложенное – это не правила как таковые, а именно концепция, на основе которой не сложно сформулировать конкретные, по пунктам, правила проведения того или иного турнира. Почему именно концепция, а не готовые правила? Потому что почти к каждому пункту приходятся давать разъяснения. А когда всё понятно – то всё то же самое можно изложить очень коротко, добавив специфику конкретного мероприятия.
Цели и задачи правил
Сейчас мы будем говорить про правила условно «бездоспешного» фехтования. То есть, во избежание травматизма, защитное снаряжение на бойцах, конечно, есть, но мы предполагаем, что его «как бы нет», а потому не вводим повышенных требований ни к силе, ни к точности ударов.
Сформулируем цели и задачи, стоящие перед нами при разработке концепции.
1). Мы хотим создать концепцию правил, которые сами по себе, без вмешательства судей, будут стимулировать бойцов к отказу от «лотерейного фехтования», приучать фехтовать правильно – то есть, стремиться наносить удары, не получая.
С одной стороны, боец должен заботиться о том, чтобы оставаться невредимым – то есть, для него должен быть важен каждый пропущенный им удар.
С другой стороны, боец не должен слишком бояться противника, чтобы в результате не получилось, что соперники вяло переминаются в противоположных углах ристалища, боясь сблизиться. Так они ударов, конечно, не получат – но ведь и не нанесут!
2). Правила должны быть максимально простыми и универсальными, чтобы максимально облегчить судейство и снизить до минимума разночтения, путаницу и споры.
3). Затем, правила должны быть привлекательными для участников, позволяя им получать максимум удовольствия и пользы от турнира. Ненормальна ситуация, когда боец приезжает за тысячи километров ради участия в двух-трёх боях.
В идеале, участие в турнире должно быть интересным как для чемпиона, так и для начинающего, не говоря уже о крепких середнячках.
4). При этом, желательно свести к минимуму влияние субъективной судейской оценки. Поскольку ни один, даже самый лучший судья, не может быть всегда прав. К этому добавляется то, что разные судьи судят по разному. К тому же, по ходу турнира у судей неизбежно накапливается усталость, в итоге, они становятся менее внимательными.
В общем, на действия бойцов должны влиять сами правила, а не субъективная судейская оценка, когда, например, в одной и той же ситуации один судья вынесет предупреждение за пассивное ведение боя, а другой – не станет этого делать.
5). Кроме того, получившееся на выходе фехтование должно быть максимально понятным и зрелищным для зрителей, в том числе, не имеющих фехтовального опыта.
6). И уж совсем хорошо, если правила будут способствовать укреплению корпоративности, в хорошем смысле этого слова, а не провоцировать конфликты, обиды и скандалы.
Разделим концепцию на две части:
1). Правила боёв, то есть, ЧТО происходит на турнире;
2). Правила судейства, то есть, КАК это судить.
Сразу предупредим – одинаково важны тут обе составляющие. Одна без другой теряют смысл если и не полностью, то в значительной степени.
Сначала поговорим про правила боёв.
Общие принципы
1. Зона поражения в идеале должна быть полной, без каких-либо исключений, но составители конкретных правил могут, конечно, выводить из неё те или иные части тела, исходя из соображений безопасности для участников. Хотя лучше было бы иметь на турнире элементы защитной экипировки, выдаваемые тем участников, у которых в снаряжении чего-то не хватает.
Например, стоило бы не выключать из зоны поражения ступни – но при этом, в условиях турнира, когда не все контролируют силу своих ударов, желательно иметь для них комплекты защиты.
2. Все попадания клинком делятся на касания и удары.
Касания – не приносят очков.
Удары – по одному очку, вне зависимости от того, каким оружием, как и куда они нанесены. Поскольку уверенно утверждать, какие последствия имел бы тот или иной удар в реальности, мы не можем – даже не будем пытаться это делать.
К тому же, чем сложнее система подсчёта очков – тем легче, с одной стороны, начать в ней путаться и ошибаться, а с другой стороны, сложные правила подсчёта очков дают бойцам возможность выигрывать за счёт лучшего, чем у противника, знания правил, вместо того, чтобы сосредотачиваться на собственно фехтовании.
И кроме того, равное количество очков за любые удары работает на безопасность участников, поскольку, бойцы понимают, что ничего не потеряют, если придержат удар в очевидном случае или ударят в лучше защищённую часть тела оппонента, а не в более очковую.
Опять же, если удары по конечностям приравнены к ударам в корпус и в голову, то, с одной сторону, получающееся на выходе фехтование будет ближе к реальному, а с другой стороны, раз больше ударов в конечности – значит меньше вероятность серьёзных травм корпуса и головы. К тому же, чем больше ударов по конечностям – тем в среднем больше дистанция между бойцами, что также работает на безопасность, так как удары с большой дистанции в среднем менее травмоопасны.
3. Понятие фехтовального темпа очень важно на этапе обучения, но с точки зрения судейства, пытаться анализировать бой по темпам бессмысленно, так как мы не можем с уверенностью утверждать ни того, что конкретный пропущенный удар помешал бы бойцу продолжить бой в следующем темпе, ни того, что конкретный полученный удар позволил бы ему ответить в темп.
К тому же, всё равно на практике судьи трактуют темпы по разному. И даже попытка привязать правомочность афтер-блоу к количеству шагов, которое имеет право сделать получивший удар боец, прежде чем бой будет остановлен, на практике приносит мало пользы – так как судьи не успевают отследить, кто сколько раз шагнул (они и удары то еле успевают отслеживать). Опять же, начинаются проблемы с оценкой ударов, полученных во время шага – одним кажется, что удар был до шага, другим – что после.
Соответственно, исходим из того, что любой пропущенный удар (не касание!) достаточно эффективен, чтобы его нужно было засчитать, поскольку он МОГ БЫ повлиять на дальнейшее течение боя. Но при этом допускаем, что этот удар МОГ не иметь немедленного останавливающего эффекта, а значит, пропустивший удар всегда имеет право попытаться ответить оппоненту.
Мы хотим, чтобы бойцы всегда думали о том, как они будут обеспечивать собственную безопасность после нанесения удара. Причём, думать не на один шаг вперёд, а оценивать ситуацию комплексно.
Поэтому, происходящее в бою анализируется не по темпам – а по фехтовальным фразам (схваткам), то есть, по эпизодом активной работы соперников, разделяемых естественными паузами, сопряжёнными с увеличением дистанции.
4. Фраза заканчивается либо естественным образом (при разрыве дистанции), либо при получении хотя бы одним из бойцов двух ударов. Всё, что происходит после получения хотя бы одним из бойцов двух ударов – не учитывается.
Если фраза была нерезультативной (то есть, ударов не было пропущено) – сход продолжается.
Если фраза была результативной (то есть, хотя бы один из бойцов получил хотя бы один удар или иным образом позволил противнику завоевать преимущество) – сход заканчивается по окончанию фразы.
5. Бои проводятся по системе «каждый с каждым».
Если бойцов много – то бои «каждый с каждым» проводятся в подгруппах.
Затем, вышедшие из подгрупп, опять же, дерутся «каждый с каждым».
Если вышедших из подгрупп много – то их можно, опять же, разделить на подгруппы.
Далее всё повторяется до выявления победителей.
6. О подробностях формирования турнирной сетки подробнее поговорим ниже.
Пока зафиксируем главное: выход из подгруппы зависит не от количества побед в боях, а от суммы пропущенных бойцом в этих боях ударов.
Внимание! Считаем не нанесённые бойцом удары, а пропущенные.
На первый взгляд, разницы нет. На самом деле – есть. Если считать сумму нанесённых ударов, то бойцы будут стремиться к тому, чтобы наколотить оппонентам как можно больше. Если же считать пропущенные удары – то им придётся думать не о том, как наколотить как можно больше, а о том, как пропустить как можно меньше.
Очевидно, что в головах читателей на этом месте появляются возражения и вопросы. Немного терпения, все пояснения будут даны ниже.
Пока просто зафиксируем, что из подгруппы в следующий круг выходят бойцы, по итогам боёв в подгруппе в сумме пропустившие наименьшее количество ударов.
7. Каждый бой состоит из трёх сходов.
Если количество участников небольшое, и время позволяет, то в правилах конкретного турнира количество сходов в каждом бою можно увеличивать. Или, наоборот, если время поджимает, то количество сходов можно уменьшить, хотя это и нежелательно.
Кроме того, можно, скажем, в подгруппах проводить по три схода, а потом, для вышедших из подгрупп, увеличивать количество сходов. Суть от этого не меняется, только бойцы успевают получить больше удовольствия и опыта.
Но мы пока, излагая концепцию, будем для простоты говорить о трёх сходах.
8. Попутно отметим, что, поскольку для выхода из подгруппы важно не количество побед в боях, а количество пропущенных ударов, бойцам придётся максимально серьёзно относиться к каждому сходу. Даже после того, как по итогам двух сходов один из соперников продемонстрировал явное преимущество – в третьим сходе обоим бойцам всё равно придётся выкладываться, потому что его результаты тоже пойдут в зачёт, когда будет считаться сумма ударов, пропущенных каждым бойцом в каждом из сходов.
Таким образом, каждый сход превращается в полноценный поединок, результат которого важен бойцам, поскольку при последующем подсчёте, каждый пропущенный удар может повлиять на то, кто в итоге выйдет из подгруппы.
Турнирная сетка
Для того, чтобы интерес бойцов к результатам каждого схода не падал, даже если в подгруппе есть явный лидер, желательно строить турнирную сетку таким образом, чтобы из подгруппы в следующий круг выходил не один боец, а двое.
Идеальная ситуация, если в подгруппах участвует по шесть человек. При этом, по итогам боёв «каждый с каждым» никто не выбывает из турнира, а вместо этого все выходят на следующий круг, который делится на три эшелона.
Из каждой подгруппы двое, пропустивших наименьшее количество ударов, попадают в первый эшелон, двое, пропустивших больше всего ударов, попадают в третий эшелон, и двое оставшихся – во второй эшелон. При спорных результатах (например, у одного лучший результат, а потом, у двоих одинаковый), можно пропускать лишних людей в более сильные эшелоны – нам не жалко, а людям приятно.
Если количество участников турнира не делится на шесть, количество бойцов в одной или двух подгруппах оказывается меньше, чем в остальных. Если количество участников турнира делится на шесть с остатком 5 – то получается одна подгруппа с меньшим количеством участников. Если в остатке 4 бойца, то лучше сделать две подгруппы с меньшим количеством участников в каждой. Если неприкаянными остаются 3, 2 или 1 боец, то их имеет смысл раскидать по другим подгруппам, в которых в этом случае окажется по 7 человек.
При этом, во всех этих случаях, по итогам боёв «каждый с каждым», лучше пропускать больше людей в более сильные эшелоны, чем оставлять в более слабых. Например, если в группе семь человек, то в первый эшелон, по умолчанию (если у всех членов группы разное количество полученных ударов), выходят трое.
Затем, внутри каждого эшелона опять проходят бои «каждый с каждым». Если бойцов много – то внутри эшелонов опять происходит разделение на подгруппы, при этом, в следующий круг каждый раз выходит по два человека (или больше, при равенстве результатов), а остальные отсеиваются.
Такая система имеет три полезных свойства, по сравнению с системой, когда состав эшелонов известен заранее, ещё до турнира, не говоря уже о системе, когда все бойцы, независимо от уровня, участвуют в одном эшелоне.
Во-первых, каждый участник турнира успевает поучаствовать в большом количестве боёв, как со слабыми, так и с сильными противниками – а значит, получить богатый опыт, вместо ощущения, что зря ездил.
Во-вторых, слабые бойцы получают опыт работы против сильных бойцов, а сильные – против слабых. О том, что в зависимости от уровня противника, приходится менять технику и тактику боя, мы подробно говорили в предыдущих статьях.
А в-третьих, у каждого бойца может быть своя цель на турнире, и большее количество участников будут уезжать домой удовлетворённые. Судите сами: одни будут довольны тем, что заняли первые места в одном из эшелонов; другие – тем, что пробились в более высокий эшелон, чем на предыдущем турнире; третьи – тем, что оставшись в том же эшелоне, на этот раз смогли в нём выйти из подгруппы.
И в тоже самое время, кто-то, наоборот, получив более скромные результаты, чем в прошлый раз, получит дополнительный стимул тренироваться.
Согласитесь, что это лучше существующего положения дел, когда человек, раз за разом участвуя в турнирах, не выходит из подгрупп, потому что в них обычно есть неоспоримые лидеры, с которыми, при меньшем стаже занятий и меньшем количестве тренировок в неделю, трудно тягаться. В такой ситуации у людей постепенно пропадает стимул к дальнейшим занятиям, так как турнирный результат всегда одинаков.
Если же участники турнира делятся на эшелоны заранее, то это значит, что слабые бойцы не получают опыта работы против сильных, а сильные – против слабых. При этом, в каждом эшелоне, опять же, зачастую есть свои лидеры, и остальным участникам уже становится не так интересно. В предлагаемой же системе, у каждого есть шанс на своё маленькое достижение.
Вообще, при небольшом количестве участников турнира, неплохой вариант, когда все участники проводят бои «каждый с каждым», без деления на подгруппы.
Однако, чем больше участников – тем больше получается боёв, а время турнира ограничено, поэтому приходится чем-то жертвовать. Можно предположить, что даже при ознакомление с изложенной выше системой, опытные организаторы турниров мысленно крутили пальцами у виска, представляя, сколько времени, ристалищ и судей нужно для проведения боёв по такой системе.
Если время турнира сильно ограничено, а бойцов много, то всегда можно принять меры, сократив сетку боёв.
Во-первых, после проведения боёв в подгруппах, можно отказаться от третьего эшелона, или даже от второго, оставив только первый.
Во-вторых, можно изменить количество выходящих из подгрупп в следующий эшелон. Например, в первый эшелон выпускать по одному бойцу из подгруппы, во второй – по два, а боёв третьего эшелона не проводить. Или, наоборот, выявлять лучших из лучших (первый эшелон) и из новичков (третий эшелон), а среди середнячков (второй эшелон) первые места не разыгрывать.
В-третьих, можно варьировать число сходов в боях. Сделав вместо трёх сходов, по два, можно сократить время турнира примерно на четверть (количество сходов – на треть, но ещё нужно учитывать время на организационные вопросы между боями, которое не изменится).
В-четвёртых, можно сделать подгруппы более мелкими. Если в подгруппах, состоящих их шести человек, каждый боец проводит по пять боёв, то в подгруппах из четырёх человек, каждый будет проводить всего по три боя. Тем самым турнир удастся сократить сразу на сорок процентов.
Кроме того, в предлагаемой концепции правил предусмотрен способ, позволяющий сэкономить немало времени, а главное, заранее довольно точно просчитать регламент турнира. Но его мы подробно разберём в следующей статье, когда будем говорить о системе судейства.
А пока вернёмся к происходящему на ристалище и подробно рассмотрим, каким образом могут развиваться события в ходе фехтовальной фразы, и какие результаты могут быть по итогам каждого схода.
Результаты сходов
Сход может закончиться:
– с явным преимуществом одного из бойцов (счёт 1-0);
– с неявным преимуществом одного из бойцов (счёт 2-1);
– с подавляющем преимуществом одного из бойцов (счёт 2-0);
– без преимущества (равный счёт 1-1);
– с вопиющим результатом (равный счёт 2-2);
– в исключительных случаях сход может закончиться со счётом 0-0.
Перечислим возможные варианты развития событий в ходе схода.
Основные варианты
1). Один из бойцов (или оба) сокращают дистанцию. Совершается одна (или более) попыток нанесения ударов. Ни один из ударов не достигает цели. Бойцы разрывают дистанцию.
Такая фраза считается нерезультативной и не приводит к окончанию схода.
Счёт 0-0. Сход продолжается.
2). Один из бойцов (или оба) сокращают дистанцию. Начинается обмен ударами. Один из бойцов наносит удар, после этого дистанция разрывается – фраза закончена.
Результативная фраза: второй боец получил удар – следовательно, сход закончен.
Удар был нанесён грамотно, с обеспечением собственной безопасности.
Первый боец продемонстрировал явное преимущество.
По итогам схода засчитывается пропуск удара вторым бойцом.
Счёт 0-1. (Напоминаем: считаем пропущенные удары).
3). Один из бойцов наносит удар второму и пытается закончить фразу, увеличивая дистанцию. Второй боец не даёт этого сделать и, воспользовавшись тем, что первый боец не обеспечил должной безопасности для своей атаки, в свою очередь наносит удар. После этого бойцы разрывают дистанцию.
Бойцы обменялись ударами в пределах одной фразы – следовательно, сход закончен.
Бойцы действовали неграмотно, не обеспечив собственную безопасность при нанесении ударов.
Преимущество никто не продемонстрировал.
Фиксируем пропуски ударов каждым из бойцов.
Счёт 1-1.
4). Один из бойцов наносит удар второму и пытается закончить фразу, увеличивая дистанцию. Второй боец не даёт этого сделать, преследуя первого и пытаясь отыграть преимущество. Однако, поскольку атака первого бойца была хорошо подготовлена, второму бойцу не удаётся достичь своей цели, и в ходе своей контратаки, он, слишком увлекшись желанием отыграться за полученный удар, забывает об обеспечении собственной безопасности и получает ещё один удар.
Один из бойцов получил два удара – следовательно, бой останавливается, последующие действия не учитываются – сход закончен.
Первый боец грамотно нанёс удар, не подвергая себя опасности, второй пытался неграмотно ответить, в результате, получил ещё один удар.
Первый боец продемонстрировал подавляющее преимущество.
Фиксируем пропуск двух ударов вторым бойцом.
Счёт 0-2.
5). Один из бойцов наносит удар второму и пытается закончить фразу, увеличивая дистанцию. Второй боец не даёт этого сделать, преследуя первого и пытаясь отыграть преимущество, но делает это недостаточно грамотно. В результате, продолжая фразу, бойцы обмениваются ударами.
Первый боец получил один удар, второй боец получил два удара – сход закончен.
Первый нанесённый удар был подготовлен недостаточно хорошо, однако, второму бойцу не удалось этим полноценно воспользоваться.
Первый боец продемонстрировал неявное преимущество.
Фиксируем пропуск одного удара первым бойцом и пропуск двух ударов вторым бойцом.
Счёт 1-2.
Дополнительные варианты
6). Оба бойца одновременно наносят друг другу удары и разрывают дистанцию.
Бойцы обменялись ударами в пределах одной фразы – сход закончен.
Бойцы действовали неграмотно.
Преимущество никто не продемонстрировал.
Фиксируем пропуски ударов каждым из бойцов.
Счёт 1-1.
7). Оба бойца одновременно наносят удары друг другу, после этого, продолжая фразу, первый боец наносит удар второму.
Первый боец получил один удар, второй боец получил два удара.
Один из бойцов получил два удара – следовательно, бой останавливается, последующие действия не учитываются – сход закончен.
Бойцы изначально действовали неграмотно, однако, в последующем первый боец смог развернуть создавшуюся ситуацию в свою пользу.
Первый боец продемонстрировал неявное преимущество.
Фиксируем пропуск одного удара первым бойцом и пропуск двух ударов вторым бойцом.
Счёт 1-2.
8). Бойцы жёстко зарубаются, с минимальными промежуткам нанося друг другу по два и более ударов.
Оба бойца получили по два удара – сход закончен.
Преимущества никто не продемонстрировал.
Оба бойца действовали вопиюще неграмотно.
Фиксируем пропуск каждым бойцом по два удара.
Счёт 2-2.
9). В результате хорошо подготовленной атаки первый боец наносит второму два удара подряд.
Второй боец получил два удара – сход закончен.
Первый боец продемонстрировал очень грамотную работу.
Первый боец завоевал подавляющее преимущество.
Фиксируем пропуск двух ударов вторым бойцом.
Счёт 0-2.
10). Первый боец нанёс второму удар, и попытался развить успех, однако, увлёкшись своей атакой, одновременно с нанесением второго удара, получил удар сам.
Первый боец получил один удар, второй боец получил два удара – сход закончен.
Первый боец изначально действовал грамотно, однако, увлёкшись, пропустил удар.
Первый боец продемонстрировал неявное преимущество.
Фиксируем пропуск одного удара первым бойцом и пропуск двух ударов вторым бойцом.
Счёт 1-2.
Второстепенные способы завоевания преимущества
11). Выход за пределы ристалища одним из бойцов трактуется как демонстрация им невозможности защититься, оставаясь на ристалище.
Если фраза на этом заканчивается, сход считается законченным за явным преимуществом другого бойца.
Счёт 1-0.
Если боец, не прерывая фразы, возвращается на ристалище – то можно дождаться окончания фразы. Но если бойцу не удаётся сразу вернуться на ристалище, и тем самым создаётся травмоопасная ситуация для зрителей – судья останавливает бой.
Если на протяжении фразы, кроме выхода за ристалища, были и результативные удары, то эти преимущества суммируются, и получается один из трёх вариантов.
Первый вариант – боец, параллельно с выходом за пределы ристалища, получает удар. Подавляющее преимущество. Счёт 2-0.
Второй вариант – боец, параллельно с выходом за пределы ристалища, наносит удар. Преимущество никто не продемонстрировал. Счёт 1-1.
Третий вариант – параллельно с выходом за пределы ристалища первого бойца, бойцы обмениваются ударами. Неявное преимущество. Счёт 2-1.
12). Потеря одним из бойцов оружия, вне зависимости от причины этого события, трактуется как получение вторым бойцом преимущества.
Если фраза на этом заканчивается (первый боец разорвал дистанцию, или второй боец остановился, не пытаясь воспользоваться возникшим преимуществом), сход считается законченным за явным преимуществом второго бойца.
Счёт 1-0.
Если на протяжении фразы, кроме потери оружия, были и результативные удары, то эти преимущества суммируются, и получается один из нескольких вариантов.
Первый вариант – боец, параллельно с потерей оружия (перед этим, одновременно или после потери оружия, но до завершения фразы), получает удар. Подавляющее преимущество. Счёт 2-0.
Второй вариант – боец, перед тем, как потерять оружие, наносит удар. Преимущество никто не продемонстрировал. Счёт 1-1.
Третий вариант – боец, потеряв оружие, наносит удар вторым оружием. Преимущество никто не продемонстрировал. Счёт 1-1.
Четвёртый вариант – боец, потеряв оружие, наносит удар вторым оружием и одновременно сам получает удар. Второй боец завоевал неявное преимущество. Счёт 2-1.
Пятый вариант – потеряв оружие, боец пытается разорвать дистанцию, чтобы закончить фразу, не получив удара, и в результате выходит за пределы ристалища. Подавляющее преимущество. Счёт 2-0.
Шестой вариант – потеряв оружие, боец ломает дистанцию и невредимым перехватывает вооружённую руку противника. В этом случае всё зависит от того, разрешены ли правилами данного турнира рукопашные воздействия. Если разрешены, то можно позволить бойцам выяснить, кто в итоге сможет завоевать преимущество. Если не разрешены, то в этот момент бой останавливается. Преимущество никто не продемонстрировал: один из бойцов потерял оружие, второй позволил безоружному противнику схватить себя за руку. Счёт 1-1.
В исключительном случае, если оба бойца продемонстрировали красивую грамотную работу (один – технику обезоруживания, второй – технику уклонения и перехвата), судья имеет право премировать их за грамотную работу и закончить сход со счётом 0-0.
13). В случае поломки оружия одного из бойцов, сход немедленно останавливается по соображениям безопасности. При этом, считается, что боец не смог обеспечить целостность своего оружия, благодаря чему его противник получает преимущество. Счёт 1-0.
Если до поломки оружия или одновременно с ней были нанесены удары, то эти преимущества суммируются.
14). В исключительных случаях, при обоюдных ударах, когда один удар явно намного результативнее другого, сход может заканчиваться счётом 2-1, а не 1-1. Но злоупотреблять этой возможностью не стоит, чтобы не провоцировать бойцов на размены. Чтобы принять такое решение, ситуация должна быть действительно вопиющей.
Разрешать ли бойцам применять на турнире те или иные рукопашные действия – решать организаторам конкретного турнира.
Мы, со своей стороны, считаем, что, в любом случае, должны быть разрешены следующие действия:
– перехваты (то есть, любые прикосновения руками бойца к рукам оппонента или эфесу его оружия);
– сбивы и захваты рукой клинка оппонента;
– толчки руками и ногами в корпус оппонента;
– толчки и удары ногами в руку или клинок оппонента.
Все эти действия не несут повышенной травмоопасности, зато, в случае грамотного применения, весьма разнообразят рисунок боя. Очки за них не присуждаются, но с их помощью можно получить ситуативное преимущество и реализовать его, нанеся результативный удар.
Что касается всех остальных возможных действий, таких как удары конечностями, головой или эфесом, заломы, броски и т.д., – то они травмоопасны или сами по себе, или в сочетании с тем, что у бойцов в руках находятся твёрдые угловатые предметы.
Если опасность удара перекрестьем очевидна, то, например, бросок, как бы аккуратно его ни делали, может привести к падению одного из бойцов на это самое перекрестье, и в этом случае травма может быть ещё серьёзнее. К тому же, не все фехтовальщики имеют борцовский опыт, а соответственно, могут не уметь грамотно падать. Те же, кто умеют, могут рефлекторно сделать страховку вооружённой рукой – с непредсказуемыми последствиями. А уж если учесть, что фехтуем мы часто не на матах, а на жёстком покрытии, то от бросков лучше воздержаться.
Что касается ударов конечностями и головой, то тут нужно учитывать, что далеко не все фехтовальщики обладают рукопашным опытом. Поэтому, с одной стороны, не все умеют контролировать силу ударов, а с другой стороны, не все имеют опыт получения ударов. А учитывая, что весовых категорий у нас нет, может получиться так, что один из оппонентов в два раза тяжелее своего противника. И если тяжеловес, увлёкшись, не проконтролирует силу удара, а легковес никогда не занимался рукопашкой, последствия могут быть весьма неприятными.
При этом, мы обеими руками за то, чтобы использовать рукопашные элементы на тренировках. Но на тренировках люди, как правило, не настолько увлекаются, как на турнирах, а потому, в отсутствии желания любой ценой победить, лучше сдерживают свои порывы. К тому же, тренирующиеся вместе, обычно, более-менее знают друг-друга, и понимают, чего от кого можно ожидать, и что кому можно делать, а что – не стоит.
Что касается ударов эфесами, то это, по сути, разрешение кастетов. Намечать ими удары – можно, но бить в полную силу – не стоит. И на турнирах, к сожалению, некоторые бойцы настолько увлекаются, что могут и не проконтролировать силу своих ударов.
Поэтому, на тренировках можно аккуратно намечать удары и бросать друг друга с замедлением и контролем, куда и как человек падает. А если нет уверенности, что всё пройдёт благополучно – всегда можно остановиться. На турнирах же многие останавливаться не будут.
Как вариант, в правилах может быть прописано, что организаторы разрешают такой-то список рукопашных действий, в случае обоюдного согласия участников боя. И в начале турнира все бойцы заявляют, согласны они на применение рукопашки, или нет. И когда встречаются два согласных бойца, они могут рукопашку использовать.
Если удары и/или броски разрешены, то они должны оцениваться так же, как и другие результативные действия. То есть, намечание удара или проведение броска даёт преимущество в 1 очко, а если параллельно с этим происходят какие-либо другие результативные действия – преимущества суммируются.
Этим травмоопасные действия отличаются от нетравмоопасных, которые сами по себе не оцениваются. Потому что, если бросок или удар оцениваются – то их можно проводить осторожно, понимая, что очко в любом случае получишь. А если броски и удары не дают очков – то их начнут делать жёстко, с целью иммобилизовать противника, чтобы потом провести оцениваемое очками добивание.
Отдельно остановимся на работе рукой (или ногой) по клинку оппонента: сбивах, захватах.
Тут есть определённая сложность. С одной стороны, в большинстве случаев, грамотно сделанный сбив или захват клинка, в самом худшем случае, закончится неглубоким порезом, а то и вовсе пройдёт без последствий. С другой стороны, не всегда можно понять, грамотно ли было выполнено это действие. Если наказывать очками всех, кто это делает – то бойцы не будут использовать эти техники, что обеднит рисунок боя. Но если не наказывать никого – отдельные энтузиасты начнут постоянно отбивать рукой удары противника.
Тут надо понимать, что одно дело – ударить кулаком по доске, и другое – если неожиданно ударят доской по кулаку. В первом случае человек готов к тому, что будет, а во втором – «Уй, больно!»
Если боец работает безоружной рукой (или ногой) по клинку противника (сбивает или захватывает), то, по умолчанию, предполагаем, что он знает, что делает, старается сделать это максимально безопасным способом и готов к боли от возможного пореза.
Однако, смысл такого действия не в нём самом, а в том, чтобы получить с его помощью ситуативное преимущество и реализовать его, нанеся результативный удар по открытому таким способом противнику. Если просто раз за разом бить по клинку противника, или хвататься за него и держать, пока противник будет пытаться освободить свой клинок, дёргая его на себя – ничего хорошего не выйдет. Один-два раза такое может пройти, но если это делать раз за разом – то от ладони мало что останется.
Поэтому считаем, что сбивы и захваты клинка противника – это часть приёма, который должен завершаться нанесением удара по противнику (или, как вариант, обезоруживанием).
Если после работы рукой по клинку боец до завершения фразы наносит удар – то считаем, что он, использовал этот приём, для нанесения удара и завоевания явного преимущества.
Если же удара до конца фразы не последовало, то на первый раз это действие оцениваем, как своеобразную защиту. Но, если на протяжении одного схода боец дважды работает рукой (или ногой) по клинку (не по эфесу!), и оба раза ему не удаётся нанести удар до конца фразы – то считаем, что он бессмысленно рискует своими конечностями, пренебрегая другими способами защиты и нападения, и засчитываем преимущество его противнику, который наносит удары таким образом, что боец не может защититься, иначе как рискуя конечностями.
Исключение может быть сделано в случае, если боец явно действует грамотно – чётко работает в плоскость клинка. В этом случае можно считать, что порезов не было, и преимущества его противник не получает.
Ограничение по времени
Максимальное время схода фиксируется в правилах.
Время схода – 1 минута.
Если за время схода ни один из бойцов не получил ударов и не продемонстрировал преимущества другим способом – сход заканчивается за отсутствием преимущества, и каждому из бойцов присуждается по одному очку.
Сход закончен.
Никто из бойцов не продемонстрировал преимущества.
Счёт 1-1.
Таким образом, пассивное ведение боя наказывается не судьями, а правилами.
При этом, если бойцы в ходе схода вели активные действия, но оба действовали настолько грамотно, что за минуту ни один не получил ударов и не смог завоевать преимущества другими способами, судья имеет право премировать их за грамотную работу и закончить сход со счётом 0-0.
Если (когда), бойцы начнут массово демонстрировать грамотную активную работу, и сходы будут часто заканчиваться с нулевым счётом – можно будет ставить вопрос об увеличении времени схода.
Но при той технике фехтования, которая есть сейчас, одной минуты вполне достаточно. В абсолютном большинстве случаев, за это время наносится хотя бы один удар; если же этого не происходит, то, как правило, это означает пассивное ведение боя обоими бойцами. Исключения есть, но они крайне редки.
Подсчёт очков
Как мы видели, возможные результаты схода: 0-0; 0-1; 0-2; 1-0; 1-1; 1-2; 2-0; 2-1; 2-2.
Никаких других результатов быть не может.
При этом, результаты 0-0 и 2-2 возможны только в исключительных случаях.
0-0 – если бойцы в течении минуты активно работают, но при этом настолько грамотно защищаются, что ни один не пропустил ни одного удара.
2-2 – если бойцы, полностью забыв о собственной безопасности, активно зарубаются, нанося друг другу целый град ударов и не думая о защите.
Как видим, по итогам каждого схода каждый боец получает от 0-я до 2-х очков.
Таким образом, по итогам боя, состоящего из трёх сходов, каждый боец получает от 0-я до 6-и очков.
Следовательно, по итогам боёв в подгруппе, состоящей из шести человек, каждый из бойцов получит от 0-я до 30-и очков.
Если подгруппы состоят из пяти человек, то диапазон очков от 0-я до 24-х.
Если подгруппы состоят из четырёх человек, то диапазон очков от 0-я до 18-и.
При этом, чтобы не получить ни одного удара за все бои, нужно быть поистине мастером клинка, поскольку, для того, чтобы сход закончился, необходимо не только защищаться от атак противника, но и самому атаковать настолько грамотно, чтобы наносить удары, и при этом не подставляться под ответы.
В тоже время, для того, чтобы получить максимальное количество очков, нужно очень сильно постараться, получая по два удара в каждом сходе с каждым противником.
На практике, после того, как бойцы распробуют систему и начнут заботиться о себе, большинство сходов будет заканчиваться со счётом 1-0, реже 1-1 и 1-2.
Поэтому, в подгруппах из шести человек, в основном, количество полученных каждым бойцов очков будет в промежутке между 5-ю и 20-ю. А если разница в уровне бойцов в подгруппе не слишком большая – то и между 10-ю и 15-ю.
Учитывая, что в подгруппе шесть человек, очевидно, что каждое пропущенное очко может склонить чашу весов не в пользу бойца, а потому ему придётся всеми силами заботиться о том, чтобы не пропускать ударов.
Но и вести бой пассивно, в защитной манере, невыгодно, поскольку, если его оппоненты будут делать тоже самое, то итогом нерезультативных сходов будет счёт 1-1. Если провести таким образом все бои, то в результате получишь 15 очков, что будет не очень хорошо – поскольку того же результата можно достичь, проиграв все сходы со счётом 1-0. Вести бой пассивно имеет смысл только против явно более сильного противника, когда опасаешься, что в случае активного боя пропустишь не один, а сразу два удара подряд.
Поясним, почему мы предлагаем ограничить счёт в каждом сходе именно 2-я очками, а не 1-им и не 3-мя.
Если в каждом сходе речь будет идти только о получении одного очка, то, во-первых, бойцы никак не смогут продемонстрировать подавляющего преимущество.
Во-вторых, в этом случае не будет смысла в наработке сложных атак, в результате которых противник получает два удара подряд.
В-третьих, главное: если потолком будет одно очко, то, получив удар, боец будет всегда пытаться любой ценой до завершения фразы нанести ответный удар – всё равно терять ему теперь нечего.
Если же перед бойцом стоит выбор, проиграть в ходе схода одно очко, или два, то он ещё подумает, стоит ли бежать за противником, нанося ответный удар, и при этом рискуя получить второе очко, которое скажется потом, при подсчёте результатов боёв в подгруппе.
Если же позволить набирать по 3 очка за сход, то может получиться серьёзный дисбаланс, поскольку один сход, проигранный с трёхочковым результатом, будет равен целым трём сходам, проигранным с минимальным результатом. Такая возможность будет провоцировать некоторых бойцов к жёсткому ведению боя, чтобы, набив три удара подряд, сильно опустить оппонента в зачёте.
Затем, увеличение возможного количества очков неминуемо снизит ценность каждого пропущенного удара в глазах бойцов.
Кроме того, трёхочковые сходы будут более травматичными, поскольку бой до трёх очков будет провоцировать длинные зарубы, особенно при попытке «спасти положение» бойцом, уже пропустившим один или два удара.
И наконец, в случае, если в турнире участвует несколько одноклубников, они могут попытаться понизить в рейтинге сильного соперника, за счёт одного из своих бойцов. Если один из членов клуба начнёт, не думая о своей безопасности, любой ценой набивать удары по сильному сопернику, то, даже при серьёзной разнице в мастерстве (а иначе смысла в таком самопожертвовании не будет), при трёхочковой системе, пока соперник нанесёт ему эти три удара, у него будет достаточно времени переть вперёд и тоже набивать очки – как минимум, по одному в каждом сходе, а то и больше. Если же максимальное количество очков в сходе – 2, и после получения второго удара одним из бойцов сход заканчивается, то такой «самоубийца» вряд ли сможет серьёзно повлиять на ситуацию, поскольку его более сильному сопернику достаточно будет наносить один удар в начале фразы, а потом, отступая от напора, ещё один – и сход будет закончен.
И ещё один важный момент. Если в ходе боёв в подгруппе один из бойцов покидает турнир (в результате травмы, дисквалификации или по собственному решению), не успев провести бои со всеми участниками подгруппы, то результаты всех боёв, которые он успел провести в текущей подгруппе, обнуляются – таким образом, все удары, которые кто-то от него успел пропустить, при подсчёте учитываться не будут.
Заключение
Итак, на выходе мы получаем систему правил, в общих чертах отвечающую нашим представлениям о правильном фехтовании, и при регулярном использовании способную, на наш взгляд, благотворно повлиять на технику и тактику современных бойцов.
Она неплохо решает, по крайней мере, четыре и частично – ещё две из шести задач, поставленных нами перед собой в начале статьи.
1). «Распробовав» правила, бойцы поймут, что «лотерейное фехтование» в таких условиях не помогает, и начнут стремиться наносить удары, не получая, без понуканий судей, штрафов и дисквалификаций.
2). Система на первый взгляд непривычная, но при этом простая, логичная и понятная.
3). При её использовании, бойцы будут уезжать с турнира вдоволь нафехтовавшись с разнообразными противниками.
4). Снижается значимость субъективного судейского взгляда, поскольку судьям не нужно отслеживать ни темпы, ни точные места попадания, ни способы нанесения удара, упрощается квалификация ударов, не нужно вести расчёты афтер-блоу, оценивать пассивность бойцов и т.д.. Неважным становится даже то, чьё попадание было первым, а чьё – вторым. По сути, остаётся отслеживать только четыре параметра: время схода, факт нанесения удара (ударов), травмоопасные ситуации и некорректное поведение (ну и, редкие ситуации выхода за ристалище, потери или поломки оружия и работы безоружной рукой в клинок).
5). Зрителям, в том числе, неквалифицированным, будет понятно происходящее на ристалище – поскольку каждый удар, нанесённый до конца схода, будет идти в зачёт и оцениваться одинаково с другими ударами. Но при этом, в отличии от тяжелоклинкового фехтования, ударов в рамках схода не слишком много – так что, понятно, кто по кому попадает.
6). Уменьшение роли «турнирной магии» и затруднение подыгрывания своим соклубникам сможет уменьшить количество недовольных результатами.
На наш взгляд, главный недостаток этой системы – в её непривычности.
Действительно, она принципиально отличается от распространённых сейчас вариантов. Для завершения схода нужно, чтобы кто-нибудь по кому-нибудь ударил, но при этом, для выигрыша турнира важны не победы в боях, а то, сколько ударов боец пропустил в течение нескольких боёв.
Получается, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: порой выгоднее проиграть сход, пропустив один удар, чем лезть в размен, надеясь выиграть, но с риском получить второй удар.
Хотя, с точки зрения реальности, в этом, как ни странно, присутствует определённая логика, поскольку, как мы помним, любой удар может как решить исход боя, так и никак на него не повлиять. И мы пытаемся по возможности моделировать реальный бой, оперируя вероятностями, а не объявляя о как бы «победе» одного из бойцов, на основании того, что он нанёс удар первым. А при моделировании реального боя нужно понимать, что при получении двух ударов, вместо одного, вероятность того, что один из этих ударов таки окажется решающим, резко увеличивается.
И ещё: турнирный сход – это модель не законченного поединка, а только части поединка, в ходе которой один из бойцов получает преимущество, но мы не можем знать наверняка, стало ли бы в реальности это преимущество решающим. Благодаря тому, что мы не останавливаем бой после первого же удара или удара-ответа – бойцам приходиться быть готовыми к продолжению боя после нанесения/получения удара, поскольку они никогда заранее не знают, будет ли у конкретного удара останавливающий эффект. А так как мы не знаем, какие последствия в реальности повлёк бы за собой конкретный удар – то вероятность погибнуть или быть серьёзно раненым, получив два удара, гораздо выше, чем получив только один.
При этом, если боец не уверен, что может нанести удар, не получив ответ, то ему выгоднее не лезть вперёд на авось, а выжидать подходящий момент для атаки. Даже если такого момента не представится, то это выгоднее, чем лезть в атаку на авось, потому что, если за время схода никто ни по кому не попал – то оба гарантированно получают по очку, а если полезешь на авось – то есть вероятность, что очко (а то и два) получишь только ты.
Понятно, что моментального результата – то есть, резкого изменения манеры работы бойцов при введении таких правил – ожидать глупо.
При попытке фехтовать по этим правилам, поначалу, многие будут по привычке играть в «лотерею». Но, столкнувшись с тем, что, даже выиграв все бои в подгруппе, можно проиграть итоговый зачёт по количеству пропущенных за эти бои ударов, бойцы поневоле начнут задумываться не только о победах в конкретных боях, но и о цене, которую они за эти победы платят.
Таким образом, полученные удары будут влиять не только на результат конкретного боя, но и на то, что происходит потом. А бойцам придётся прикладывать усилия к тому, чтобы не пропускать удары, но при этом не забывать их наносить, потому что время боя ограниченно, и не нанесение ударов тоже карается.
И последнее: напомним, всё изложенное выше – это только половина концепции.
Без описания правил судейства наша система будет неполной. Но о системе судейства мы поговорим в следующей статье.
Продолжение разговора: «Система судейства».
Если вы хотите выразить автору благодарность за труд, это можно сделать так:
– Карта Сбербанка: 4276 3800 4703 0817
– ЯндексДеньги: 41001177828523
– PayPal: PayPal.Me/fechten
– Вебмани: R315482783386 (рублёвый) или Z780341651219 (долларовый)
Чтобы наверняка не пропускать новые статьи – подпишитесь на рассылку, и сообщения о них будут приходить вам на почту.
Если вас заинтересовал этот цикл – расскажите о нём своим знакомым. Вам не сложно, а автору приятно.
Если хотите высказать своё мнение о статье, то это можно сделать, или написав комментарий под статьёй, или вКонтакте, например, в группе «Копилка знаний о фехтовании», или в наших группах, ссылки на которые есть вверху станицы справа от текста.
А пока можно ознакомиться с другими текстами в разделе «Статьи», посмотреть кино, почитать книгу или прийти к нам на тренировку и высказать в лицо всё, что вы думаете о глупостях, которые я пишу – ну или просто потренироваться.
И – до встречи на следующей неделе! :о)